<

Дошкольное образование от LEGO Education 25.08.2017

Дошкольное образование от LEGO Education

Дошкольное образование

от LEGO Education

Обмен опытом и исследования

Вырастим ответственных граждан вместе


«Одного интеллекта недостаточно. Интеллект и характер – вот цели настоящего образования».
— Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King Jr.)
«Когда я вырасту, то стану полицейским. Они помогают хорошим людям и борются с плохими.
Они охраняют нас. И [они] очень храбрые».
— Алфи, 4 года

Существует ряд важных качеств, которыми, помимо прочих, должен обладать любой
ответственный гражданин: сострадание, честность, мужество. Такие дети, как Алфи, изучают
природу личности так же, как и другие области знаний — наблюдая за теми, кто является для
них образцом для подражания и подаёт пример. В разговоре с нами Алфи и его друзья описали
качества образцового ответственного гражданина. Другие назвали пожарных, медсестёр,
учителей и своих родителей.
Воспитательница Алфи, Сьюзи, устраивает ролевые игры и костюмированные представления,
обсуждая с детьми обязанности граждан. Работая с детьми из младшей группы детского сада,
она также организовала ряд встреч с работниками местной аварийно-спасательной службы,
чтобы дать классу представление о реальном мире.
Авторы научной статьи «What kind of citizen?» («Типология граждан») (2004 г.) Джоэль Вестхаймер
и Джозеф Кане (Westheimer, Kahne) предложили интересную идею того, что значит быть
ответственным гражданином, и рассказали, как им стать. Они выделяют три типа граждан.
    • Персонально ответственный гражданин — тот, кто поступает ответственно внутри
    сообщества: подчиняясь правилам, поддерживает идею переработки отходов и помогая
    другим. Детей привлекают к волонтёрской деятельности с целью воспитать в них
    сочувствие и сопереживание по отношению к другим.
    • Участвующий гражданин — тот, кто участвует в гражданских делах на различных уровнях:
    местном, государственном или федеральном. Детей готовят к этому посредством
    поощрения их активного участия в общественных программах и рассказов о работе
    политических и общественных организаций.
    • Гражданин, ориентированный на справедливость — тот, кто стремится изменить
    общество и понять связь между общественными и экономическими факторами, активно
    выступая за справедливость. В детях поощряют умение определять и критиковать
    проявления социальной несправедливости и стимулируют желание изменить общество.
    Мы наблюдаем за поведением детей в школьной среде, где они защищают своих друзей,
    активно реагируют на проявление добра и зла, взаимодействуют друг с другом и берут на себя
    ответственность за порядок в классе и одноклассников.

Как игры помогают вырастить из ребёнка

ответственного гражданина?


Указанные выше аспекты могут преобладать в школьной жизни ребёнка. Одни аспекты

ответственного поведения являются абстрактными, практически чужеродными понятиями,

в то время как другие прочно закрепились в «мире взрослых». Конечно, мы советуем детям

обдумывать такие вопросы: во-первых, нести ответственность за свои действия и, во-вторых,

обращать внимание на слова и действия своих друзей.

Как и в случае с большинством понятий, усваиваемых в раннем возрасте, рассказ об этих

абстрактных идеях в игровой форме имеет явные преимущества. Ролевые игры могут изменить

наши представления о многих вещах. Алфи и его друзей, одетых в яркие куртки и полицейские

фуражки, попросили думать и вести себя как настоящие полицейские в разговоре с людьми,

чтобы они лучше узнали о ролях и обязанностях жителей их района. Игровой настрой помог им

оставаться вовлечёнными в процесс и отлично провести время, одновременно получая новые

знания.

Д. Б.Эльконин (1978 г.) сказал: «Сначала девочка учится есть ложкой сама; потом кормит с ложки

всех вокруг; затем кормит свою куклу и, наконец, кормит куклу, представляя, что она мама,

которая кормит дочь».

Сначала игрушки заменяют реальных персонажей, но в конечном итоге действие в ролевых

играх переносится на людей. В этом случае сосредоточенность на проблемах и заботах других

людей рождает чувство коллективной ответственности. Это лишь один пример того, как с

помощью игры можно понять, что значит быть ответственным гражданином.



Мнение учителей

«Дети этого [раннего] возраста способны понять, что такое гражданская ответственность,

только в процессе игры. Начальные знания об обществе формируются в ходе приобретения

совместного игрового опыта. Когда дети примеряют на себя роль полицейских, врачей

или медсестёр, они, пусть лишь на время, понимают, что значит быть взрослым и нести

ответственность не только за себя. Игры с минифигурками и наборами LEGO способствуют

обсуждению более широкого спектра профессий и мест, чем малыши видят в обычной жизни.

Игра — это безопасный и привычный способ, позволяющий мне как учителю глубже погрузиться

в те области, рассказ о которых четырёхлетнему ребёнку воспринять практически невозможно!»

— Сьюзи Эспи (Suzie Espie), учитель начальных классов (Великобритания)


Литература

Эльконин Д. Б. «Психология игры» (1978 г.). Москва: «Педагогика»

Вестхаймер Дж., Кане Дж. (Westheimer, J., Kahne, J.) «What kind of Citizen?» («Типология граждан»)

(2004 г.) American educational research journal («Американский научно-образовательный журнал»)



 


Возврат к списку