25.08.2017
«Одного интеллекта недостаточно. Интеллект и характер – вот цели настоящего образования».
— Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King Jr.)
«Когда я вырасту, то стану полицейским. Они помогают хорошим людям и борются с плохими.
Они охраняют нас. И [они] очень храбрые».
— Алфи, 4 года
Существует ряд важных качеств, которыми, помимо прочих, должен обладать любой
ответственный гражданин: сострадание, честность, мужество. Такие дети, как Алфи, изучают
природу личности так же, как и другие области знаний — наблюдая за теми, кто является для
них образцом для подражания и подаёт пример. В разговоре с нами Алфи и его друзья описали
качества образцового ответственного гражданина. Другие назвали пожарных, медсестёр,
учителей и своих родителей.
Воспитательница Алфи, Сьюзи, устраивает ролевые игры и костюмированные представления,
обсуждая с детьми обязанности граждан. Работая с детьми из младшей группы детского сада,
она также организовала ряд встреч с работниками местной аварийно-спасательной службы,
чтобы дать классу представление о реальном мире.
Авторы научной статьи «What kind of citizen?» («Типология граждан») (2004 г.) Джоэль Вестхаймер
и Джозеф Кане (Westheimer, Kahne) предложили интересную идею того, что значит быть
ответственным гражданином, и рассказали, как им стать. Они выделяют три типа граждан.
• Персонально ответственный гражданин — тот, кто поступает ответственно внутри
сообщества: подчиняясь правилам, поддерживает идею переработки отходов и помогая
другим. Детей привлекают к волонтёрской деятельности с целью воспитать в них
сочувствие и сопереживание по отношению к другим.
• Участвующий гражданин — тот, кто участвует в гражданских делах на различных уровнях:
местном, государственном или федеральном. Детей готовят к этому посредством
поощрения их активного участия в общественных программах и рассказов о работе
политических и общественных организаций.
• Гражданин, ориентированный на справедливость — тот, кто стремится изменить
общество и понять связь между общественными и экономическими факторами, активно
выступая за справедливость. В детях поощряют умение определять и критиковать
проявления социальной несправедливости и стимулируют желание изменить общество.
Мы наблюдаем за поведением детей в школьной среде, где они защищают своих друзей,
активно реагируют на проявление добра и зла, взаимодействуют друг с другом и берут на себя
ответственность за порядок в классе и одноклассников.
Указанные выше аспекты могут преобладать в школьной жизни ребёнка. Одни аспекты
ответственного поведения являются абстрактными, практически чужеродными понятиями,
в то время как другие прочно закрепились в «мире взрослых». Конечно, мы советуем детям
обдумывать такие вопросы: во-первых, нести ответственность за свои действия и, во-вторых,
обращать внимание на слова и действия своих друзей.
Как и в случае с большинством понятий, усваиваемых в раннем возрасте, рассказ об этих
абстрактных идеях в игровой форме имеет явные преимущества. Ролевые игры могут изменить
наши представления о многих вещах. Алфи и его друзей, одетых в яркие куртки и полицейские
фуражки, попросили думать и вести себя как настоящие полицейские в разговоре с людьми,
чтобы они лучше узнали о ролях и обязанностях жителей их района. Игровой настрой помог им
оставаться вовлечёнными в процесс и отлично провести время, одновременно получая новые
знания.
Д. Б.Эльконин (1978 г.) сказал: «Сначала девочка учится есть ложкой сама; потом кормит с ложки
всех вокруг; затем кормит свою куклу и, наконец, кормит куклу, представляя, что она мама,
которая кормит дочь».
Сначала игрушки заменяют реальных персонажей, но в конечном итоге действие в ролевых
играх переносится на людей. В этом случае сосредоточенность на проблемах и заботах других
людей рождает чувство коллективной ответственности. Это лишь один пример того, как с
помощью игры можно понять, что значит быть ответственным гражданином.
только в процессе игры. Начальные знания об обществе формируются в ходе приобретения
совместного игрового опыта. Когда дети примеряют на себя роль полицейских, врачей
или медсестёр, они, пусть лишь на время, понимают, что значит быть взрослым и нести
ответственность не только за себя. Игры с минифигурками и наборами LEGO способствуют
обсуждению более широкого спектра профессий и мест, чем малыши видят в обычной жизни.
Игра — это безопасный и привычный способ, позволяющий мне как учителю глубже погрузиться
в те области, рассказ о которых четырёхлетнему ребёнку воспринять практически невозможно!»
— Сьюзи Эспи (Suzie Espie), учитель начальных классов (Великобритания)
Вестхаймер Дж., Кане Дж. (Westheimer, J., Kahne, J.) «What kind of Citizen?» («Типология граждан»)
(2004 г.) American educational research journal («Американский научно-образовательный журнал»)
Дошкольное образование от LEGO Education
Дошкольное образование
от LEGO Education
Обмен опытом и исследования
Вырастим ответственных граждан вместе
«Одного интеллекта недостаточно. Интеллект и характер – вот цели настоящего образования».
— Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King Jr.)
«Когда я вырасту, то стану полицейским. Они помогают хорошим людям и борются с плохими.
Они охраняют нас. И [они] очень храбрые».
— Алфи, 4 года
Существует ряд важных качеств, которыми, помимо прочих, должен обладать любой
ответственный гражданин: сострадание, честность, мужество. Такие дети, как Алфи, изучают
природу личности так же, как и другие области знаний — наблюдая за теми, кто является для
них образцом для подражания и подаёт пример. В разговоре с нами Алфи и его друзья описали
качества образцового ответственного гражданина. Другие назвали пожарных, медсестёр,
учителей и своих родителей.
Воспитательница Алфи, Сьюзи, устраивает ролевые игры и костюмированные представления,
обсуждая с детьми обязанности граждан. Работая с детьми из младшей группы детского сада,
она также организовала ряд встреч с работниками местной аварийно-спасательной службы,
чтобы дать классу представление о реальном мире.
Авторы научной статьи «What kind of citizen?» («Типология граждан») (2004 г.) Джоэль Вестхаймер
и Джозеф Кане (Westheimer, Kahne) предложили интересную идею того, что значит быть
ответственным гражданином, и рассказали, как им стать. Они выделяют три типа граждан.
• Персонально ответственный гражданин — тот, кто поступает ответственно внутри
сообщества: подчиняясь правилам, поддерживает идею переработки отходов и помогая
другим. Детей привлекают к волонтёрской деятельности с целью воспитать в них
сочувствие и сопереживание по отношению к другим.
• Участвующий гражданин — тот, кто участвует в гражданских делах на различных уровнях:
местном, государственном или федеральном. Детей готовят к этому посредством
поощрения их активного участия в общественных программах и рассказов о работе
политических и общественных организаций.
• Гражданин, ориентированный на справедливость — тот, кто стремится изменить
общество и понять связь между общественными и экономическими факторами, активно
выступая за справедливость. В детях поощряют умение определять и критиковать
проявления социальной несправедливости и стимулируют желание изменить общество.
Мы наблюдаем за поведением детей в школьной среде, где они защищают своих друзей,
активно реагируют на проявление добра и зла, взаимодействуют друг с другом и берут на себя
ответственность за порядок в классе и одноклассников.
Как игры помогают вырастить из ребёнка
ответственного гражданина?
Указанные выше аспекты могут преобладать в школьной жизни ребёнка. Одни аспекты
ответственного поведения являются абстрактными, практически чужеродными понятиями,
в то время как другие прочно закрепились в «мире взрослых». Конечно, мы советуем детям
обдумывать такие вопросы: во-первых, нести ответственность за свои действия и, во-вторых,
обращать внимание на слова и действия своих друзей.
Как и в случае с большинством понятий, усваиваемых в раннем возрасте, рассказ об этих
абстрактных идеях в игровой форме имеет явные преимущества. Ролевые игры могут изменить
наши представления о многих вещах. Алфи и его друзей, одетых в яркие куртки и полицейские
фуражки, попросили думать и вести себя как настоящие полицейские в разговоре с людьми,
чтобы они лучше узнали о ролях и обязанностях жителей их района. Игровой настрой помог им
оставаться вовлечёнными в процесс и отлично провести время, одновременно получая новые
знания.
Д. Б.Эльконин (1978 г.) сказал: «Сначала девочка учится есть ложкой сама; потом кормит с ложки
всех вокруг; затем кормит свою куклу и, наконец, кормит куклу, представляя, что она мама,
которая кормит дочь».
Сначала игрушки заменяют реальных персонажей, но в конечном итоге действие в ролевых
играх переносится на людей. В этом случае сосредоточенность на проблемах и заботах других
людей рождает чувство коллективной ответственности. Это лишь один пример того, как с
помощью игры можно понять, что значит быть ответственным гражданином.
Мнение учителей
«Дети этого [раннего] возраста способны понять, что такое гражданская ответственность,только в процессе игры. Начальные знания об обществе формируются в ходе приобретения
совместного игрового опыта. Когда дети примеряют на себя роль полицейских, врачей
или медсестёр, они, пусть лишь на время, понимают, что значит быть взрослым и нести
ответственность не только за себя. Игры с минифигурками и наборами LEGO способствуют
обсуждению более широкого спектра профессий и мест, чем малыши видят в обычной жизни.
Игра — это безопасный и привычный способ, позволяющий мне как учителю глубже погрузиться
в те области, рассказ о которых четырёхлетнему ребёнку воспринять практически невозможно!»
— Сьюзи Эспи (Suzie Espie), учитель начальных классов (Великобритания)
Литература
Эльконин Д. Б. «Психология игры» (1978 г.). Москва: «Педагогика»Вестхаймер Дж., Кане Дж. (Westheimer, J., Kahne, J.) «What kind of Citizen?» («Типология граждан»)
(2004 г.) American educational research journal («Американский научно-образовательный журнал»)